|
Новый коллектив
Меняя место работы, мы в первую очередь меняем коллектив. И от того, как «новобранца» примут сослуживцы, во многом зависит душевный комфорт и микроклимат офиса на ближайшие несколько лет. В наш век жёсткой конкуренции, век, в котором правят законы джунглей, вовсе не удивителен тот факт, что в каждом новичке видят потенциальную угрозу. Старожилы компании год за годом, шаг за шагом идут к намеченной цели, своему заветному тёплому местечку.
 |
Не удивительно, что каждый новый сотрудник вызывает опасение. А если ещё новичку удаётся сразу проявить себя с лучшей стороны, громко заявив о своих лидерских качествах, в ход непременно пойдёт целый арсенал годами проверенных методов борьбы: пренебрежение, насмешки, бойкот. Существует термин, который вмещает в себя это понятие - моббинг. Моббинг - целенаправленное преследование и несправедливое отношение к работнику со стороны коллег, начальства или подчинённых. |
Моббинг - целенаправленное преследование и несправедливое отношение к работнику со стороны коллег, начальства или подчинённых. В большей или меньшей степени, моббинг присутствует практически во всех коллективах за редким исключением. Само по себе это явление негативно отражается на всей компании в целом. Заметно падает производительность труда и интерес к делу. Попав в новый коллектив, в незнакомую обстановку, человек, так или иначе, испытывает серьёзный стресс. А в случае, если сам коллектив не слишком дружелюбно настроен, начинается недолгая дорога до настоящей депрессии. Кому-то везёт, и, пережив через пару месяцев тяжёлый период адаптации, новичку благополучно удаётся влиться в новый коллектив без излишней потери нервных клеток, и перестать, наконец, отвлекаться на подковёрные игры и интриги. В противном случае, выход, увы, один - увольнение. Под тяжким психологическим прессингом немногие из нас способны работать в полную силу с максимальной самоотдачей. Ведь вместо того, чтобы вникать в структуру работы, новичок расходует драгоценные силы на оборону. Наивно полагать, что жертвами моббинга априори становятся только рядовые сотрудники и «новобранцы». Зачастую в эту печальную статистику попадают и руководители. Нововведения и политика радикальных изменений обычно не воспринимается сотрудниками восторженно. Не успев заработать авторитет, новый босс рискует столкнуться с яростным сопротивлением. И на территории офиса развернётся холодная война. Как избежать прессинга со стороны новых коллег, или, по крайней мере свести все попытки к минимуму? Вот лишь несколько правил, соблюдая которые, можно избежать нападок со стороны сослуживцев в период адаптации. Прежде всего, нужно раз и навсегда избавиться от вредной привычки опаздывать на работу. Точность - вежливость королей, а пунктуальность редкая, бесценная черта, которая обязательно будет отмечена и оценена. Лучше приходить на работу за 10-15 минут до начала, этого времени будет достаточно для того, чтобы войти в нормальный рабочий ритм. Встречают по одёжке. Дресс-коды никто ни для кого не отменял, и действуют они для всех, и для руководителя и для нового сотрудника одинаково. Идти против принятых правил корпоративной системы в первые дни на новом рабочем месте - не самая лучшая идея. Самый безболезненный способ не только поскорее влиться в новый коллектив, но и вникнуть в суть работы - научиться слушать и слышать. Не стоит пренебрегать корпоративными мероприятиями и задушевными разговорами в курилке и буфете. Теперь Вы - часть большого организма, и вас это тоже касается. Поэтому не нужно стесняться вопросов о работе. Задавайте их как можно чаще. Тем самым вы проявите интерес и к компании, и к людям, которые там работают. С самых первых рабочих дней необходимо постараться запомнить по именам не только руководителей, но и всех рядовых сотрудников. Важно помюггь о том, что безличные обращения в большинстве случаев вызывают у людей негативную реакцию. Для того, чтобы сосуществование внутри коллектива было максимально комфортным, нужно постараться установить хорошие отношения с коллегами, по возможности не примыкая к той или иной сложившейся годами коалиции. Новые сотрудники чаще всего становятся предметом различных манипуляций в застарелых конфликтах рабочего коллектива. Не стоит позволять втягивать себя во всякого рода сплетни. Не исключено, что, приняв за «слабое звено», нового сотрудника тут же начнут втягивать в обсуждение личных или профессиональных качеств того или иного сотрудника или руководства. В этом случае, стоит тактично намекнуть на то, что вы предпочитаете воздержаться от каких-либо комментариев, так как являетесь совершенно новым человеком и выносить какой-либо вердикт попросту не готовы. Если же с самого начала работы в новом коллективе психологического прессинга избежать не удалось, помните, что всё можно исправить. Настроившись на позитивный лад, можно улучшить любое, даже, казалось бы, безвыходное положение вещей. В случае если найти общий язык с коллегами уже не представляется возможным, иногда достаточно просто продемонстрировать готовность пойти на контакт. Чаще всего, моббинг - явление временное, и его стоит просто переждать, запасаясь необходимой долей терпения. Необходимо выждать время. Для большинства людей три месяца - это тот оптимальный срок, за который нужно принять окончательное решение: уходить или оставаться в новом коллективе. В случае если за это время наладить отношения с сослуживцами так и не удаётся, скорее всего, оптимальным решением станет замена места работы. Незачем тратить свою энергию и силы в компании, где вы себя ощущаете на грани нервного срыва, получая взамен лишь новые порции насмешек и придирок. В таком коллективе в полной мере реализовать свой потенциал вряд ли возможно. Если дискомфорт связан только лишь с необоснованными нападками со стороны сослуживцев, то, скорее всего, эти нападки исчезнут сами собой по мере взаимной адаптации. Не лишним будет изучить особенности правил поведения и общения, принятые в данном коллективе. В любом случае, важно понять, в чём заключается первопричина конфликта. И принять необходимые меры. Ведь выжидательная позиция в этом случае не является решением проблемы. Необходимо пробовать различные варианты выхода из сложившейся ситуации, а не пассивно опускать руки, и спешно писать заявление об уходе. Возможно, корень проблемы кроется гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд, и для того, чтобы докопаться до истины, стоит приложить усилия. Быть может, с вами как раз все в порядке - вы первоклассный специалист, мастер своего дела, но именно в данной команде раскрыться вам тяжело. Тогда остается принимать решение: меняться самому или пытаться изменить систему под себя. Но, скорее всего, вас взяли в компанию не для того, чтобы вы устраивали мини-революции.
Евгения Гостева
(с) "Азбука для потребителя"
|