«Мужские» профессии: дискриминация по полу или следование природе?
|
Пол имеет значение: гендерные особенности профессий
Несмотря на то, что в последнее время границы между мужскими и женскими профессиями все больше размываются, некоторые из них продолжают оставаться и считаться исключительно или преимущественно «женскими» или «мужскими».
Какие же профессии и почему стараются не впускать в себя представителей противоположного пола?
Вы можете представить себе женщину-грузчика, таскающую на плечах мешки с мукой или двигающую тяжеленные контейнеры?
Что бы ни говорили по этому поводу поборники гендерного равенства, большая часть сугубо «мужских» профессий требуют физических и психических качеств, которыми наделены именно представители мужского пола - физической силы, способности переносить физические нагрузки, мгновенной реакции, стрессоустойчивости - и часто связаны риском для жизни. Это, к примеру пилоты, нефтяники, шахтеры и машинисты метро, пожарные, спасатели.
|
Преимущественно мужчины работают и в службах охраны правопорядка: милиции и дорожной автоинспекции. Разумеется, женщинам не закрыт путь в милицию, однако участие в операциях по задержанию нарушителей или преступников, находящихся в розыске, все-таки не женское дело.
Немногие женщины способны и работать телохранителями или охранниками, хотя в современном мире женщины-телохранители встречаются, и их услуги оплачиваются недешево.
Традиционно считается, что физической силы и высокой эмоциональной устойчивости требуют профессии теле- или видеооператора. Точно так же избирательна профессия фотографа: фотографией как искусством может заниматься и представительница слабого пола, но вести фото- или видеосъемку в условиях повышенной опасности и тем более с театра военных событий стоит только мужчинам. Да и редко какая женщина согласилась бы постоянно жить в разъездах или в условиях, приближенным к боевым: в любое время суток ей может предстоять командировка на место экстремальных событий.
Мужскими профессиями признаются и профессии водителей транспортных средств. Даже среди таксистов трудно встретить женщину, не говоря уж о водителях автобусов и, тем более, шоферах-дальнобойщиках.
Однако феминистки, отстаивающие профессионально равноправие, все-же кое-в-чем правы. Если с профессиями, требующими физической силы и связанными с риском, все ясно, то почему женщине нельзя трудиться, например, машинистом поезда метро? Формально женщин запрещено принимать на подземные работы, но ведь под землей работают и дежурные по эскалатору, и уборщицы...
И лишь традициями объясняется то, что практически не встретишь женщин среди переводчиков-синхронистов, и немногие представительницы прекрасного пола становятся, например, программистами.
Лариса Куприянчик
|