Корпоративная культура: что это такое ?
Как утверждают некоторые исследователи, только 20 % российских предприятий осознанно формируют корпоративную культуру, документально закрепив корпоративные ценности, которые поддерживаются в коллективе. Однако в той или иной степени корпоративный дух и корпоративная культура присутствуют в любой более-менее успешной организации, и можно с уверенностью сказать, что без этого общего командного духа она не способна достичь успеха в бизнесе и занять достойное место на рынке.
Что же такое корпоративный дух и корпоративная культура? С чем может столкнуться новичок, трудоустроившийся в организацию с устоявшейся корпоративной культурой?
Упрощенно говоря, корпоративная культура - это зафиксированный документально или - что чаще встречается в нашей стране - неписаный, но признаваемый всеми сотрудниками свод правил "у нас так принято" или "у нас так не принято".
Этот свод правил обычно фиксирует:
- стиль руководства в фирме, сферы ответственности каждого из руководителей и исполнителей;
- психологический шаблон взаимоотношений сотрудников между собой и с руководством;
- способы и методы разрешения конфликтов и коллективе;
- место и роль сотрудника в коллективе, степень допустимого уровня проявления им личностных качеств и инициативы;
- символику фирмы (лозунги, организационные табу, принятые в организации ритуалы) и степень обязательности ее придерживаться.
Современный бизнес требует от всех его участников - и руководства, и рядовых исполнителей - творческого подхода и креативности в рамках выполнения своих должностных обязанностей. Но группа талантливых сотрудников, не умеющих или не желающих согласовывать свои характеры, предпочтения, интересы и подходы к видению цели и методам достижения успеха, похожи на лебедя, рака и щуку из известной басни. Не сумев договориться между собой, не сможет добиться общего успеха группа даже гениальных специалистов.
Именно корпоративный дух, воспитанный в рамках созданной в фирме корпоративной культуры, является тем цементирующим раствором, который согласует индивидуальные ценности и предпочтения сотрудников компании между собой, сплотив их в одну команду.
Грамотное создание и поддержание корпоративной культуры в организации позволяет создать из группы специалистов коллектив и мотивировать всех его участников на совместную реализацию общих целей. Верность сотрудника корпоративному духу, внутреннее принятие им корпоративных целей неосознанно подсказывает ему наиболее адекватное поведение в типичных производственных ситуациях, а в ситуациях, которые требуют личной инициативы, интуитивно подталкивает его к решениям, которые соответствует ценностям его компании и реализуются общепринятым в компании способом.
|